Концепция здорового образа жизни организации

Классическое консультирование по организационному развитию чаще всего занимается выявлением и решением проблем. Т.е. консультант по сути, выступает для организаций доктором, который ставит диагноз и лечит. Но что если полностью изменить подход и угол зрения? Что если не лечить болезни, а предотвращать их? Что если применить концепцию здорового образа жизни к организациям и работать с ними так, чтобы минимизировать условия возникновения проблем/болезней? Готовы ли организации к этому? Или так, найдутся ли вообще организации, готовые применить к себе этот подход?

Кроме того, насколько полно современное понимание здорового образа жизни? Достаточно ли только правильно питаться, вести активный образ жизни и не иметь вредных привычек, чтобы минимизировать болезни? Возможно, имеет смысл посмотреть на термин «здоровый образ жизни» шире?

В данной статье представлено наше видение составляющих здорового образа жизни в сочетании с факторами, провоцирующими болезни. Далее, мы рассматриваем как каждый из факторов здорового образа жизни можно применить к развитию организации.

Итак, будем рассматривать здоровый образ жизни как долгую качественную жизнь.

Факторы в представленных таблицах расположены в порядке их значимости для здоровья.

Таблица 1. Параметры здорового образа жизни

Откуда берутся болезни у человека Параметры здорового образа жизни человека
1 Неудовлетворенность собой, ситуацией. Совесть. Попытка выйти из ситуации при невозможности ее изменить Польза обществу, семье. Нужность. Обратная связь о нужности. Удовлетворенность результатами. Удовлетворенность собой. Чистая совесть.
2 Отсутствие цели, смысла Цели в жизни. Увлеченность чем-то. Творчество. Вдохновение.
3 Раздражение. Реакция на жизнь, события. Стресс Настроение. Эмоциональный фон, позитив, умение радоваться.
4 Недостаток отдыха, невозможность восстановиться, почерпнуть силу Баланс работы и отдыха. Восстановление сил. Сон.
5 Неправильное питание Питание, питье
6 Малоподвижный образ жизни Физические нагрузки
7 Вредные привычки Отсутствие вредных привычек. Не вредить самому себе (алкоголь, курение, телевидение, интернет)
8 Генетика (проблемы прошлого) Ранняя диагностика для выявления наследственных заболеваний и диспансеризация.
9 Несчастные случаи, неосторожность, инфекции Предотвращение (прививки) и снижение рисков для жизни (безопасное поведение)
10 Залечиться, чрезмерное лечение, таблетки на каждый симптом Не медикаментозное лечение, физиотерапия, ЛФК и пр.
11 Неблагоприятная экология, плохой воздух, вода, мало солнца Экологическая безопасность (воздух)

А теперь применим данный подход к организации.

Таблица 2. Параметры здорового образа жизни организации

Откуда берутся «болезни» организации Параметры здорового образа жизни организации
1 Ненужность. Бесполезность существования.

Отсутствие миссии, глобальной идеи над которой все работают, видения будущего.

Неудовлетворенность результатами.

 

Польза обществу. Нужность. Обратная связь о нужности. Социальная ответственность.

Удовлетворенность своей миссией и местом в мире. Удовлетворенность результатами.

 

2 Отсутствие целей у организации,  понимаемых всем персоналом.

Отсутствие вовлеченности персонала в решение этих целей. Отсутствие воодушевления у персонала

Цели и стратегия сформулированы и задокументированы, понимаются и разделяются персоналом, являются базой для расстановки приоритетов и планирования.

Вовлеченность всего персонала (не только руководителей) в решение корпоративных задач высока. Сотрудники рады, что являются частью организации, гордятся своей причастностью к ней.

3 Конфликты. Напряженная обстановка. Текучесть. Жалобы друг на друга. Пофигизм. Позитивная корпоративная культура. Инициативы, радость от хорошо сделанного дела.

Желание что-то сделать. Признание от руководства и коллектива

Сотрудники улыбаются, царит радостная обстановка, доброжелательность, внимание друг к другу.

4 Низкая производительность труда. Отсутствие разделения функций, распыление ответственности, дублирование функций, отсутствие планирования и контроля Оптимальные процедуры и процессы. Высокая производительность. Отсутствие потерь, простоев, дублирования функций.
5 Низкое качество ресурсов на входе: квалификация персонала, устаревшие технологии и оборудование, низкое качество сырья, отсутствие необходимой информации Высокое качество ресурсов организации
6 Отсутствие действий, направленных на развитие и поддержание формы: тренингов, обучения персонала, программ развития, карьерного и профессионального роста, программ модернизации оборудования, помещений и пр.

Текучка и рутина на первом месте, на развитие времени нет.

Системный подход к обучению и развитию, модернизации и совершенствованию. Внимание на совершенствование всех процессов и систем
7 Наличие стереотипов и установок, которые вредят организации. Например, стратегия не нужна, наш товар не продается, регламенты — это бюрократия и т.д. Открытость новому и обратной связи. Отсутствие типичных стереотипов, вредящих организации
8 Проблемы в прошлом, влияющие на репутацию Внимание к истории. Гордость за нее. Поддержание традиций. Легенды и истории об истоках.

Работа по связи поколений. Привитие молодежи ценностей и традиций, гордости за прошлые успехи.

9 Претензии со стороны госорганов, проверки, штрафы, налоги, которые нарушают ритмичность деятельности или отнимают много ресурсов (денежных, временных, человеческих)

Провокации конкурентов

Форс-мажор (кражи, стихийные бедствия, пожары, прорывы воды, короткие замыкания, несчастные случаи и пр)

Отслеживание изменений законодательства

Система безопасности, в том числе информационной

Внимание ГО и ЧС, Охране труда

10 Излишние инновации, постоянные реорганизации без получения результатов от предыдущих

Внедрение всех подряд «модных» инструментов

Жесткие методы управления, поспешные увольнения

Поспешные закупки под задачу

Резкая  и частая смена стратегии

Эволюционные и планомерные методы развития.

Адаптивный стиль управления

Анализ результатов деятельности и внедренных инноваций

 

Системный подход к управлению и развитию организацией

11 Неблагоприятное внешнее окружение. Отвлечение ресурсов на непрофильных партнеров

Не взаимовыгодное сотрудничество. Отсутствие целевых клиентов, распыление клиентской базы. Много усилий на невыгодных клиентов или клиентов не соответствующих стратегии

Отсутствие господдержки и поддерживающих источников финансирования, грантов, конкурсов

Трата больше энергии, чем получается взамен.

Продуктивное  и взаимовыгодное взаимодействие с внешней средой

Баланс усилий и отдачи

Предупреждение негативного воздействия внешней среды

Таблица 3. Соотношение факторов здорового образа жизни человека и организации.

Параметры здорового образа жизни человека Параметры здорового образа жизни организации
1 Польза обществу, семье. Нужность. Обратная связь о нужности. Удовлетворенность результатами. Удовлетворенность собой. Чистая совесть. Польза обществу. Нужность. Обратная связь о нужности. Социальная ответственность.

Удовлетворенность своей миссией и местом в мире. Удовлетворенность результатами.

 

2 Цели в жизни. Увлеченность чем-то. Творчество. Вдохновение. Цели и стратегия сформулированы и задокументированы, понимаются и разделяются персоналом, являются базой для расстановки приоритетов и планирования.

Вовлеченность всего персонала (не только руководителей) в решение корпоративных задач высока. Сотрудники рады, что являются частью организации, гордятся своей причастностью к ней.

3 Настроение. Эмоциональный фон, позитив, умение радоваться. Позитивная корпоративная культура. Инициативы, радость от хорошо сделанного дела.

Желание что-то сделать. Признание от руководства и коллектива

Сотрудники улыбаются, царит радостная обстановка, доброжелательность, внимание друг к другу.

4 Баланс работы и отдыха. Восстановление сил. Сон. Оптимальные процедуры и процессы. Высокая производительность. Отсутствие потерь, простоев, дублирования функций.
5 Питание, питье Высокое качество ресурсов организации
6 Физические нагрузки Системный подход к обучению и развитию, модернизации и совершенствованию. Внимание на совершенствование всех процессов и систем
7 Отсутствие вредных привычек. Не вредить самому себе (алкоголь, курение, телевидение, интернет) Открытость новому и обратной связи. Отсутствие типичных стереотипов, вредящих организации
8 Ранняя диагностика для выявления наследственных заболеваний и диспансеризация. Внимание к истории. Гордость за нее. Поддержание традиций. Легенды и истории об истоках.

Работа по связи поколений. Привитие молодежи ценностей и традиций, гордости за прошлые успехи.

9 Предотвращение (прививки) и снижение рисков для жизни (безопасное поведение) Отслеживание изменений законодательства

Система безопасности, в том числе информационной

Внимание ГО и ЧС, Охране труда

10 Немедикаментозное лечение Эволюционные и планомерные методы развития.

Адаптивный стиль управления

Анализ результатов деятельности и внедренных инноваций

Системный подход к управлению и развитию организацией

11 Экологическая безопасность (воздух) Продуктивное  и взаимовыгодное взаимодействие с внешней средой

Баланс усилий и отдачи

Предупреждение негативного воздействия внешней среды

 

Автор: Скриптунова Е.А., генеральный директор компании «АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги»