Классическое консультирование по организационному развитию чаще всего занимается выявлением и решением проблем. Т.е. консультант по сути, выступает для организаций доктором, который ставит диагноз и лечит. Но что если полностью изменить подход и угол зрения? Что если не лечить болезни, а предотвращать их? Что если применить концепцию здорового образа жизни к организациям и работать с ними так, чтобы минимизировать условия возникновения проблем/болезней? Готовы ли организации к этому? Или так, найдутся ли вообще организации, готовые применить к себе этот подход?
Кроме того, насколько полно современное понимание здорового образа жизни? Достаточно ли только правильно питаться, вести активный образ жизни и не иметь вредных привычек, чтобы минимизировать болезни? Возможно, имеет смысл посмотреть на термин «здоровый образ жизни» шире?
В данной статье представлено наше видение составляющих здорового образа жизни в сочетании с факторами, провоцирующими болезни. Далее, мы рассматриваем как каждый из факторов здорового образа жизни можно применить к развитию организации.
Итак, будем рассматривать здоровый образ жизни как долгую качественную жизнь.
Факторы в представленных таблицах расположены в порядке их значимости для здоровья.
Таблица 1. Параметры здорового образа жизни
№ | Откуда берутся болезни у человека | Параметры здорового образа жизни человека |
1 | Неудовлетворенность собой, ситуацией. Совесть. Попытка выйти из ситуации при невозможности ее изменить | Польза обществу, семье. Нужность. Обратная связь о нужности. Удовлетворенность результатами. Удовлетворенность собой. Чистая совесть. |
2 | Отсутствие цели, смысла | Цели в жизни. Увлеченность чем-то. Творчество. Вдохновение. |
3 | Раздражение. Реакция на жизнь, события. Стресс | Настроение. Эмоциональный фон, позитив, умение радоваться. |
4 | Недостаток отдыха, невозможность восстановиться, почерпнуть силу | Баланс работы и отдыха. Восстановление сил. Сон. |
5 | Неправильное питание | Питание, питье |
6 | Малоподвижный образ жизни | Физические нагрузки |
7 | Вредные привычки | Отсутствие вредных привычек. Не вредить самому себе (алкоголь, курение, телевидение, интернет) |
8 | Генетика (проблемы прошлого) | Ранняя диагностика для выявления наследственных заболеваний и диспансеризация. |
9 | Несчастные случаи, неосторожность, инфекции | Предотвращение (прививки) и снижение рисков для жизни (безопасное поведение) |
10 | Залечиться, чрезмерное лечение, таблетки на каждый симптом | Не медикаментозное лечение, физиотерапия, ЛФК и пр. |
11 | Неблагоприятная экология, плохой воздух, вода, мало солнца | Экологическая безопасность (воздух) |
А теперь применим данный подход к организации.
Таблица 2. Параметры здорового образа жизни организации
№ | Откуда берутся «болезни» организации | Параметры здорового образа жизни организации |
1 | Ненужность. Бесполезность существования.
Отсутствие миссии, глобальной идеи над которой все работают, видения будущего. Неудовлетворенность результатами.
|
Польза обществу. Нужность. Обратная связь о нужности. Социальная ответственность.
Удовлетворенность своей миссией и местом в мире. Удовлетворенность результатами.
|
2 | Отсутствие целей у организации, понимаемых всем персоналом.
Отсутствие вовлеченности персонала в решение этих целей. Отсутствие воодушевления у персонала |
Цели и стратегия сформулированы и задокументированы, понимаются и разделяются персоналом, являются базой для расстановки приоритетов и планирования.
Вовлеченность всего персонала (не только руководителей) в решение корпоративных задач высока. Сотрудники рады, что являются частью организации, гордятся своей причастностью к ней. |
3 | Конфликты. Напряженная обстановка. Текучесть. Жалобы друг на друга. Пофигизм. | Позитивная корпоративная культура. Инициативы, радость от хорошо сделанного дела.
Желание что-то сделать. Признание от руководства и коллектива Сотрудники улыбаются, царит радостная обстановка, доброжелательность, внимание друг к другу. |
4 | Низкая производительность труда. Отсутствие разделения функций, распыление ответственности, дублирование функций, отсутствие планирования и контроля | Оптимальные процедуры и процессы. Высокая производительность. Отсутствие потерь, простоев, дублирования функций. |
5 | Низкое качество ресурсов на входе: квалификация персонала, устаревшие технологии и оборудование, низкое качество сырья, отсутствие необходимой информации | Высокое качество ресурсов организации |
6 | Отсутствие действий, направленных на развитие и поддержание формы: тренингов, обучения персонала, программ развития, карьерного и профессионального роста, программ модернизации оборудования, помещений и пр.
Текучка и рутина на первом месте, на развитие времени нет. |
Системный подход к обучению и развитию, модернизации и совершенствованию. Внимание на совершенствование всех процессов и систем |
7 | Наличие стереотипов и установок, которые вредят организации. Например, стратегия не нужна, наш товар не продается, регламенты — это бюрократия и т.д. | Открытость новому и обратной связи. Отсутствие типичных стереотипов, вредящих организации |
8 | Проблемы в прошлом, влияющие на репутацию | Внимание к истории. Гордость за нее. Поддержание традиций. Легенды и истории об истоках.
Работа по связи поколений. Привитие молодежи ценностей и традиций, гордости за прошлые успехи. |
9 | Претензии со стороны госорганов, проверки, штрафы, налоги, которые нарушают ритмичность деятельности или отнимают много ресурсов (денежных, временных, человеческих)
Провокации конкурентов Форс-мажор (кражи, стихийные бедствия, пожары, прорывы воды, короткие замыкания, несчастные случаи и пр) |
Отслеживание изменений законодательства
Система безопасности, в том числе информационной Внимание ГО и ЧС, Охране труда |
10 | Излишние инновации, постоянные реорганизации без получения результатов от предыдущих
Внедрение всех подряд «модных» инструментов Жесткие методы управления, поспешные увольнения Поспешные закупки под задачу Резкая и частая смена стратегии |
Эволюционные и планомерные методы развития.
Адаптивный стиль управления Анализ результатов деятельности и внедренных инноваций
Системный подход к управлению и развитию организацией |
11 | Неблагоприятное внешнее окружение. Отвлечение ресурсов на непрофильных партнеров
Не взаимовыгодное сотрудничество. Отсутствие целевых клиентов, распыление клиентской базы. Много усилий на невыгодных клиентов или клиентов не соответствующих стратегии Отсутствие господдержки и поддерживающих источников финансирования, грантов, конкурсов Трата больше энергии, чем получается взамен. |
Продуктивное и взаимовыгодное взаимодействие с внешней средой
Баланс усилий и отдачи Предупреждение негативного воздействия внешней среды |
Таблица 3. Соотношение факторов здорового образа жизни человека и организации.
№ | Параметры здорового образа жизни человека | Параметры здорового образа жизни организации |
1 | Польза обществу, семье. Нужность. Обратная связь о нужности. Удовлетворенность результатами. Удовлетворенность собой. Чистая совесть. | Польза обществу. Нужность. Обратная связь о нужности. Социальная ответственность.
Удовлетворенность своей миссией и местом в мире. Удовлетворенность результатами.
|
2 | Цели в жизни. Увлеченность чем-то. Творчество. Вдохновение. | Цели и стратегия сформулированы и задокументированы, понимаются и разделяются персоналом, являются базой для расстановки приоритетов и планирования.
Вовлеченность всего персонала (не только руководителей) в решение корпоративных задач высока. Сотрудники рады, что являются частью организации, гордятся своей причастностью к ней. |
3 | Настроение. Эмоциональный фон, позитив, умение радоваться. | Позитивная корпоративная культура. Инициативы, радость от хорошо сделанного дела.
Желание что-то сделать. Признание от руководства и коллектива Сотрудники улыбаются, царит радостная обстановка, доброжелательность, внимание друг к другу. |
4 | Баланс работы и отдыха. Восстановление сил. Сон. | Оптимальные процедуры и процессы. Высокая производительность. Отсутствие потерь, простоев, дублирования функций. |
5 | Питание, питье | Высокое качество ресурсов организации |
6 | Физические нагрузки | Системный подход к обучению и развитию, модернизации и совершенствованию. Внимание на совершенствование всех процессов и систем |
7 | Отсутствие вредных привычек. Не вредить самому себе (алкоголь, курение, телевидение, интернет) | Открытость новому и обратной связи. Отсутствие типичных стереотипов, вредящих организации |
8 | Ранняя диагностика для выявления наследственных заболеваний и диспансеризация. | Внимание к истории. Гордость за нее. Поддержание традиций. Легенды и истории об истоках.
Работа по связи поколений. Привитие молодежи ценностей и традиций, гордости за прошлые успехи. |
9 | Предотвращение (прививки) и снижение рисков для жизни (безопасное поведение) | Отслеживание изменений законодательства
Система безопасности, в том числе информационной Внимание ГО и ЧС, Охране труда |
10 | Немедикаментозное лечение | Эволюционные и планомерные методы развития.
Адаптивный стиль управления Анализ результатов деятельности и внедренных инноваций Системный подход к управлению и развитию организацией |
11 | Экологическая безопасность (воздух) | Продуктивное и взаимовыгодное взаимодействие с внешней средой
Баланс усилий и отдачи Предупреждение негативного воздействия внешней среды |
Автор: Скриптунова Е.А., генеральный директор компании «АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги»