Что такое корпоративная социальная ответственность

Что мы имеем в виду, когда говорим о корпоративной социальной ответственности (КСО)? Прежде всего, о своей ответственности и влиянии своей деятельностью на клиентов, партнеров, коллег, персонал, общественные организации, местные общества и другие заинтересованные стороны, а также на общество и окружающий мир в целом.

Корпоративная социальная ответственность выходит за рамки обычного законодательства и предполагает добровольное принятие мер для повышения качества жизни работников и их семей, а также общества в целом.

Кроме положительного воздействия на общество заявление о социальной ответственности создает дополнительную репутацию компании как не только предприятия, существующего для получения прибыли, но и ставящего перед собой и иные цели, связанные с общественными вопросами.

До недавнего времени не существовало единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности.

Наиболее распространено было определение данное в 2003 году объединением корпораций США Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность), занимающимся развитием и продвижением концепции КСО.

Если обобщить все используемые определения, то суть КСО состоит в следующем:

Корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом.

Ситуация изменилась с выпуском в 2010 году Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) стандарта ISO 26000:2010. В данном стандарте дано полное и наиболее современное определение.

Социальная ответственность – это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации.

Понятие «корпоративной социальной ответственности» сформировалось на Западе сравнительно недавно, около 20 лет назад. До этого периода существовали разрозненные стандарты в различных областях корпоративного управления, касающиеся политики взаимоотношений с работниками, корпоративной этики, подходов к охране окружающей среды. В сфере социальной политики компаний стандарты и правила не были выработаны вообще, преобладал «случайный» подход: работа по обращениям, ответ на просьбы местных властей или требования профсоюзов. Однако постепенно ведущие компании США и Великобритании начали приходить к необходимости объединить разрозненные элементы корпоративной политики, связанные с взаимоотношениями компании с внешней средой и выработать целостные подходы к взаимодействию с обществом. Такая политика, с одной стороны, должна была бы быть связана с философией компании, ее маркетинговой стратегией, с другой стороны, отвечала бы ожиданиям общества.

Если 20 лет назад идеология КСО была воспринята лишь отдельными энтузиастами, то сегодня ситуация в мире изменилась настолько, что внедрение КСО становится уже жизненной необходимостью. И все больше корпораций внедряют КСО совершенно осознанно. Понимая всю меру своей ответственности за жизнь будущих поколений и существование планеты Земля в принципе.

Можно выделить несколько наиболее существенных современных тенденций развития общества, которые подталкивают к внедрению принципов КСО:

  1. Глобализация общества через всеобщую интернетизацию. Увеличение скорости распространения информации.
  2. Необходимость защиты окружающей среды и как следствие, меры государственного регулирования в данном направлении.
  3. Усиление роли государства. Ужесточение трудового законодательства.
  4. Рост влияния профсоюзов.
  5. Увеличение роли эмоций в принятии решений в любой сфере. Выбор товара, выбор работы, выбор места жительства, решение о пожертвованиях – любое решение принимается в пользу объекта, который при прочих равных условиях вызывает положительные эмоции. Положительные эмоции возникают, когда ожидания удовлетворяются или человек получает что-то даже сверх ожиданий.

 

Актуальность темы социальной ответственности бизнеса обусловлена несколькими причинами, самыми важными являются следующие:

  1. Рост популярности этичного потребления.С неуклонным увеличением населения растет и уровень потребления, это ведет к истощению природных ресурсов. В свою очередь, это может привести к глобальным экологическим проблемам. Этичное потребление в рамках корпоративной социальной ответственности подразумевает защиту и сохранение природ (энергосбережение, утилизация отходов, снижение рисков загрязнения окружающей среды и т.п.);
  2. Неравномерность развития мировой экономики,в результате чего национальные экономики слаборазвитых стран находятся в уязвимом положении, особенно те страны, которые занимаются ремесленным трудом и сельским хозяйством. Здесь корпоративная социальная ответственность касается поддержания местных производителей, а также распространения принципов справедливой торговли:
    • запрет детского и рабского труда,
    • гарантии безопасности рабочего места,
    • право создания профсоюзов,
    • приверженность правам человека,
    • справедливую цену, покрывающую стоимость продукции и т.п.;
  3. Осведомленность общества и образование.Озабоченность глобальными общественными проблемами, такими как: загрязнение окружающей среды, браконьерство, жестокое обращение с животными, детьми, терроризм, нарушение прав человека становится все масштабнее благодаря СМИ, появляется множество общественных организаций, оказывающих влияние на общественное сознание, в том числе и на бизнес, и призывающих не оставаться в стороне от этих проблем. Растет роль общественного сознания в обеспечении ответственности бизнеса за свою деятельность.

Таким образом, общество само создает предпосылки для возникновения и развития корпоративной социальной ответственности, ведь бизнес – это тоже часть общества, а значит, это касается каждой компании!