Документы и организации по КСО

1.Глобальный договор ООН 

Глобальный договор ОНН — добровольная инициатива ООН, направленная на содействие устойчивому экономическому росту и повышению уровня гражданской ответственности корпораций.

Эта инициатива позволяет компаниям обеспечить соответствие своей деятельности и стратегии десяти всеобщим принципам в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.

10 принципов Глобального договора

Права человека

Принцип 1: Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашенных на международном уровне прав человека; и

Принцип 2: Деловые круги не должны быть причастны к нарушениям прав человека.

Трудовые отношения

Принцип 3:  Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров;

Принцип 4:  Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда;

Принцип 5:  Деловые круги должны выступать за полное искоренение детского труда; и

Принцип 6:  Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.

Окружающая среда

Принцип 7:  Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности;

Принцип 8:  Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды; и

Принцип 9:  Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.

Противодействие коррупции

Принцип 10:  Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Десять принципов Глобального договора из области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией пользуются всеобщим консенсусом и почерпнуты из:

  • Всеобщей декларации прав человека
  • Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах на производстве
  • Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию Конвенции ООН против коррупции.

Задача Глобального договора – развитие принципов социальной ответственности бизнеса, обеспечение его участия в решении наиболее острых проблем общества как на глобальном, так и местном уровнях

Будучи крупнейшей в мире глобальной инициативой по утверждению ответственной гражданской позиции корпораций, к которой присоединились тысячи участников из более чем 100 стран мира, Глобальный договор ставит своей первостепенной задачей демонстрацию и обеспечение социальной легитимности бизнеса и рынков.

Своим присоединением к Глобальному договору компания заявляет о том, что разделяет убеждение в том, что деловая практика, опирающаяся на универсальные принципы, содействует большей устойчивости, справедливости и представительности глобального рынка и способствует формированию процветающих и преуспевающих обществ.

Во многих областях предпринимательская деятельность весьма нередко связана с серьезными негативными явлениями, такими как практика эксплуатации, коррупция, неравенство доходов, а также с барьерами, сковывающими новаторство и предпринимательство.

Ответственная деловая практика ведет к росту доверия и социального капитала, способствуя широкомасштабному развитию и устойчивости рынков.

Присоединиться к Глобальному договору значит публично заявить о своей приверженности Десяти универсальным принципам данной инициативы.

Компания, берущая на себя такое обязательство, должна:

  1. Инициировать такие изменения в своей предпринимательской деятельности, посредством которых Глобальный договор и его принципы превратились бы в неотъемлемый элемент управленческой и предпринимательской стратегии, культуры и повседневных операций;
  2. Опубликовать в своем годовом отчёте или аналогичном публичном отчёте (например, в отчёте по вопросам устойчивости) информацию о том, каким образом она поддерживает Глобальный договор и его принципы («сообщение о достигнутом прогрессе» – СДП); и
  3. Публично поддерживать Глобальный договор и его принципы, используя такие коммуникационные возможности, как пресс-релизы, выступления и т.п.

 

2. Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности».В основе документа лежат принципы, основные темы и проблемы, касающиеся социальной ответственности, и способы интеграции социальной ответственного поведения в процессы организации. Любая организация может повысить уровень своей социальной ответственности, применяя данный Международный Стандарт, в том числе принимая во внимание ожидания заинтересованных сторон, соблюдая законодательство, а также согласуясь с международными нормами поведения.

Стандарт ISO 26000 предназначен для добровольного применения, кроме того, любая желающая компания может провести диагностику с помощью специалиста или самодиагностику на соответствие своей деятельности нормам стандарта и официально задекларировать результаты для информирования общественности.

 

3. Европейская социальная хартия —конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека и дополняет Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Хартия содержит общие принципы, которыми должны руководствоваться государства-члены Совета Европы в своей социальной политике и предоставляет правовые гарантии экономических и социальных прав для лиц, находящихся под их юрисдикцией.

4. Социальная хартия российского бизнеса

В 2004 году Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) разработал свое видение ключевых экономических, социальных и экологических принципов ведения бизнеса. Они изложены в «Социальной хартии российского бизнеса». В основе этого документа — многолетняя отечественная практика, а также такие основополагающие международные акты, как «Всеобщая декларация прав человека», «Глобальная инициатива» Организации объединенных наций и многие другие. Эти принципы, реализованные в повседневной практике компаний, определяют важнейшие направления вклада каждого предприятия, трудового коллектива, в устойчивое развитие страны.

Социальная хартия — это свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики, которые применимы в повседневной деятельности любой организации, вне зависимости от профиля деятельности и формы собственности.

Социальная хартия — это предложение обновленного содержания социального диалога с партнерами бизнес — сообщества: акционерами и инвесторами, властными структурами, организациями работников, институтами гражданского общества. Диалога, основанного на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций и различий ключевых заинтересованных сторон.

Социальная хартия — это новый формат оценки совместного вклада бизнеса и его партнеров в устойчивое развитие страны, экономическое процветание и социальное благополучие.

Социальная хартия отражает следующее понимание социальной роли бизнеса:

  • Бизнес, предпринимательская инициатива — первичный источник экономического богатства и занятости. Бизнес — часть общества, он неотделим от него и поэтому связан обязательством действовать ответственным образом наравне с другими членами общества.
  • Корпоративная ответственность охватывает широкий диапазон добровольных действий бизнеса в экономической, социальной и экологической областях. Исполнение законодательства в этих, равно как и в других областях, безусловная обязанность каждого члена общества, включая представителей бизнес — сообщества.
  • Вклад бизнеса в общественное развитие — не дополнение или надстройка к экономической деятельности. Экономическое и социальное измерение бизнеса едино, действия в этих направлениях дополняют и усиливают друг друга. Стратегии корпоративной ответственности интегрируются в повседневные деловые операции, процессы принятия управленческих решений, в образ бизнес мышления.
  • Корпоративная социальная ответственность — разнообразна и многомерна, она непрерывно эволюционирует. Критическую роль в ее успешном развитии играет новаторство и инициативность каждой самостоятельной бизнес единицы. Попытки нормировать, поставить действия бизнеса в жесткие стандартизированные рамки ведут к затуханию инициативности, подрыву динамичного по своей природе процесса.
  • Социальный вклад бизнеса не может быть заменой социального законодательства и альтернативой обязанностям Правительства. Требуется четкое понимание социальных ролей бизнеса, власти и гражданина, а также ответственность каждого за последствия самостоятельных действий перед обществом.

 

5. «Всероссийская организации качества» (ВОК) с 2012 года проводит Программу «Социально ответственные организации России»

Участие в Программе дает организации возможность продемонстрировать свои достижения в социальной деятельности, в том числе, вклад в выполнение соглашений между региональными объединениями товаропроизводителей, администрацией региона и профсоюзами.

Оценка социальной деятельности проводится независимыми экспертами ВОК по критериям, соответствующим в том числе положениям международного стандарта ISO 26000:2010.

 

6. Стандарт АА1000 разработан международным Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical AccountAbility) и впервые опубликован в 1999 году. Стандарт АА1000 устанавливает рамки процесса социальной отчетности. Данный стандарт предназначен для коммерческих, некоммерческих и общественных организаций, ставящих перед собой задачу повысить эффективность своих социальных инициатив. Основным инструментом при этом является диалог с представителями общественности. Стандарт не предъявляет жестких требований к формату и содержанию социальных отчетов, оставляя эти аспекты на усмотрение организаций. Согласно АА1000, конечной целью процесса социальной отчетности являются положительные изменения в управлении и деятельности организации, принятие решений с учетом мнений представителей общественности, информирование общества о результатах деятельности организации.

 

7. Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, или GRI) была создана в 1997 году Коалицией за экологически ответственный бизнес (The Coalition for Environmentally Responsible Economies, или CERES) в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) с целью разработки и распространения общепринятого подхода к отчетности, отражающей экономическую, экологическую и социальную результативность организаций.

GRI представляет собой систему показателей, описанных в Руководстве по отчетности в области устойчивого развития. Любая организация может применять Руководство GRI в качестве неформального пособия и либо поэтапно осуществлять содержащиеся в нем рекомендации, либо выбрать более сложный уровень подготовки отчета и полного соответствия требованиям GRI. Руководство GRI — документ, предлагающий детально разработанный подход к формированию отчетности, отражающей экономическую, экологическую и социальную результативность организации. При этом выделение трех отдельных аспектов носит условный характер — при подготовке отчетов они должны рассматриваться во взаимосвязи.

В 2013 году вышла четвертая версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития (G4).  Новое Руководство разработано таким образом, чтобы гармонично сочетаться с различными форматами отчетности и другими международно-признанными стандартами. Например, такими как: Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий, Глобальный договор ООН, Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека и др.

Совместно с Глобальным договором ООН, CDP и Международной организацией по стандартизации (ISO) Глобальная инициатива по отчетности разработала и представила рекомендации, как  использовать вместе различные формы отчетности и стандарты при разработке стратегий ответственного поведения и подготовке нефинансовой отчетности.

В январе 2014 года также опубликовано «Руководство GRI  G4 и ИСО 26 000:2010: как использовать вместе»  (GRI G4 Guidelines and ISO 26000: 2010 How to use the GRI G4 Guidelines and ISO 26000 in conjunction), в котором даны перекрестные ссылки между этими двумя документами, что позволяет организациям воспользоваться синергией и взаимодополняемостью инициатив.

С помощью ISO 26000 в сочетании с Руководством GRI, компании смогут использовать практический набор инструментов для измерения и описания их социально-ответственной деятельности и последствий этой деятельности.