Предложенный вариант методики не является полностью классическим методом, а транслирует собственный опыт нашей компании
Базовые, необходимые для начала трудовой деятельности, знания специалист получает в учебном заведении. По оценкам специалистов через формальное обучение люди приобретают не более 20% своих знаний. Остальные 80% (включая опыт) они получают через неформальное обучение на рабочем месте. Один из способов повышения эффективности обучения на рабочем месте – технология обучения в процессе деятельности, а именно «обучение действием».
Классическая модель этой технологии была разработана Р.Регансом. Базовый принцип, который лег в основу технологии – обучение должно проходить без отрыва от повседневной работы, то есть являться «обучением через работу».
Цель технологии «Обучение действием» — структурировать процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи и опыта своих коллег через задавание вопросов, и помочь обучающемуся прояснить для себя, что он должен делать и как.
Основные этапы классической технологии:
- Опираясь на принцип добровольности, сформировать рабочую группу из 5-6 человек, стремящихся к развитию и творческому, нетрадиционному решению производственных задач, стоящих перед ними. Поскольку каждый участник группы работает над реальной, самостоятельно выбранной проблемой или задачей организации, можно ожидать высокую мотивацию в процессе решения задачи.
- Каждый из участников должен выбрать тему, задачу, проблему, которую ему хотелось бы решить.
Основные принципы выбора тем:
- Выбранная тема должна на самом деле являться реальной проблемой, а не задачей, представляющей собой просто сложный вопрос, имеющий правильный ответ, который можно найти, обратившись к литературе или другим источникам.
- Проблема должна быть реальной, требовать срочного решения, активизировать умственные способности решающего ее человека или группы и подвергать их определенному риску при использовании своих идей и идеалов.
- Участники должны не только провести исследование, оценить проблему и предложить ее решение, но предпринять действия по реализации этого решения.
- При формировании рабочей группы следует обратить внимание на то, чтобы ведущий группы имел реальные полномочия (или рычаги) воздействия на управленческую систему компании. Иными словами, чтобы то, что «наработали» участники имело возможность воплотиться в жизни организации. В системе организации это может быть директор по персоналу, директор по развитию или внешний консультант, который сможет донести весь наработанный массив до лица, принимающего решения.
- Рабочая группа (где каждый участник работает по выбранной им теме) встречается раз в 1-2 недели, где обсуждение проходит следующим образом:
- каждый участник рассказывает, какие разработки и действия по выбранной теме он совершил в прошедший период. Для этого он может дополнительно изучать литературу, опыт других компаний, самостоятельно размышлять и т.д.;
- остальные участники группы, после рассказа коллеги, задают ему вопросы. Вопросы – основной стимул и рычаг дальнейшего хода разработки задачи: они должны быть сформулированы таким образом, чтобы помочь своему коллеге задуматься над теми аспектами решения задачи, которые до сих пор оставались вне зоны его размышлений. Они не должны содержать завуалированного предложения «а сделай так», «а попробуй это».
- После того, как вопросы были заданы, «рассказчик» может обозначить те вопросы, которые побудили его задуматься или развернуть ход решения задачи в новом позитивном русле.
- Далее каждый участник группы принимает на себя обязательства по совершению следующих шагов и действий в направлении решения задачи. Преимущество групповой работы в этом смысле заключается в том, что после того, как каждый участник предпримет очередной шаг, этот шаг будут детально проанализирован группой с его участием, для того, чтобы поучиться на этом и помочь спланировать следующие конкретные действия. Таким образом, участие группы минимизирует вероятность серьезной ошибки в работе каждого участника.
- По мере продвижения решения задачи руководство компании должно оказывать всяческое содействие в реализации и воплощении наработанных подходов и технологий.
Особенности применения технологии при дистанционной работе
- Группа формируется в любом мессенджере.
- Состав группы может быть любым, но не менее 5 человек и желательно не более 12 человек.
- Поставленные вопросы могут обсуждаться непрерывно, не обязательно устанавливать время для проведения сессий.
- Группа сама устанавливает правила общения. Желательно, чтобы она изначально договорилась о том, чтобы избегать флуда. Иначе обсуждение займет много времени и не принесет ожидаемых результатов. За соблюдением правил общения должен следить администратор группы. Он же подает пример правильного поведения и корректирует участников, если они забывают о соблюдении технологии.
- Желательно рассматривать задачи участников последовательно. Сначала все задали вопросу кому-то одному, он их осмыслил, выбрал лучшие, наметил следующие шаги и взял на себя обязательства. И только после этого переходить к обсуждению проблемы следующего участника.