Абитуриенты бизнес-школ, а теперь даже и колледжей, хорошо знают, что такое эссе. «Каковы ваши профессиональные планы, чем МВА поможет вам в их достижении?» или «Почему вы выбрали профессию педагога?» — распространенные вопросы для эссе при поступлению в учебное заведение. И иногда эссе говорит комиссии больше, чем тесты и интервью. В бизнесе же использование эссе как метода оценки пока еще редкость. Тем не менее, возможности этого инструмента очень широки. Эссе можно использовать для самых разных задач: при приеме на работу, для определения лояльности к компании, при формировании плана карьерного роста, для выявления профессиональных стремлений. В данной статье мы рассмотрим основные подходы к использованию эссе как инструмента оценки персонала, приведем примеры формулирования тем эссе в зависимости от задачи оценки, покажем, как использовать данный метод от постановки задачи до оценки полученных результатов.
Что же такое эссе
Эссе — это короткий текст, в котором автор раскрывает свое видение предложенной темы. Размер текста обычно специально оговаривают, и он варьируется от 1/3 страницы до 3 страниц. Если необходимо оценить способность сотрудника выражать свои мысли лаконично, то задают минимальный размер текста. Если требуется раскрыть сложную, многоаспектную тему, то объем текста может быть больше. Можно и не задавать жестких рамок, тогда сам объем текста тоже послужит диагностическим целям.
На подготовку эссе в целях оценки чаще всего дают время (от 1 дня до недели). Но в некоторых областях хорошей проверкой служит способность написать текст сразу, в присутствии проверяющего. Это актуально для профессий, в чьи функции входит составление текстов, а также способность быстро и правильно реагировать на внешние события: пресс-секретари и другие сотрудники PR-служб, редакторы, журналисты, руководители, консультанты. Или если нужно, чтобы ответ был спонтанный, чтобы не было времени «придумать» правильный ответ. Например, «Почему я хочу работать в нашей компании».
Формат и задачи использования эссе
Эссе как метод оценки может быть использован в различных форматах:
- как элемент системы аттестации;
- при разработке планов развития карьеры (продвижение вверх или расширение круга полномочий и функций, при назначении наставником);
- как разовая акция, например, в конце года перед разработкой целей компании на следующий год;
- при приеме на работу;
- при анкетировании, например, при изучении удовлетворенности или лояльности персонала;
- при разработке мотивационных схем;
- в рамках обучения для проверки усвоения знаний;
- при подготовке к обучению, при выявлении потребностей в обучении и разработке плана обучения;
- при отборе кандидатов в резерв руководящих должностей.
С помощью эссе можно оценивать сотрудника с трех наиболее важных позиций: профессионализм, личностные качества, отношение к делу.
В таблице приведены некоторые задачи оценки, для которых можно использовать эссе и примеры тем эссе под каждую задачу.
Задачи оценки |
Пример темы |
Примечания |
Профессионализм |
||
1. Профессиональные умения по написанию текстов. |
1. Главное событие прошлого года в нашей компании. 2. Основные вехи в развитии нашей компании. |
Вопрос хорошо подходит для пресс-секретарей |
2. Способность к анализу. |
1. В прошлом месяце компания не выполнила план продаж. Как вы считаете, почему это произошло? 2. В чем заключаются конкурентные преимущества нашей компании. |
Данные темы подходят для сотрудников коммерческого направления любого уровня, а также для топ-менеджеров. |
3. Управленческая компетентность. |
1. Каким руководителем я хочу быть. 2. Сотрудник постоянно нарушает сроки выполнения поручений. Что необходимо предпринять его руководителю? |
Темы подходят для руководителей всех уровней и кандидатов в резерв. |
Личностные качества |
||
1. Инициативность. |
1. Как можно повысить эффективность моей работы. 2. Скоро компания будет отмечать свое десятилетие. Что вы можете предложить в преддверии праздника. |
|
2. Адекватность самооценки. |
1. Мои сильные и слабые стороны как продавца. 2. Чему я могу научить молодых сотрудников отдела. Чему мне самому еще нужно научиться. |
|
3. Уровень и направленность амбиций. |
1. Каковы 3 возможных пути развития моей карьеры. 2. Какой должна быть компания, чтобы мне было интересно в ней работать. |
|
4. Позитивный или негативный настрой. |
1. Быть вежливым в отношении клиентов необходимо. Но что делать, если клиент откровенно грубит. 2. Если кто-то из коллег говорит «У нас все плохо», что он может иметь ввиду. |
|
Отношение к делу |
||
1. Лояльность к компании. |
1. Мои предложения по развитию компании. 2. При каких условиях я бы покинул компанию. |
Такую тему эссе можно задать любому сотруднику компании, например, в рамках анкетирования или разработки целей компании на год. |
2. Видение своего профессионального развития в компании. |
1. Чему и у кого в компании я хотел бы научиться. 2. Мой идеал руководителя (сотрудника) в нашей компании. |
|
3. Отношение к профессии. |
1. Что необходимо, для того, чтобы быть хорошим логистом. 2. Какова роль секретаря в организации. |
Актуально для дефицитных профессий и профессий с высокой текучестью. |
4. Уровень и направленность мотивации |
1. Что значит для меня моя работа. 2. Место работы в моей жизни. |
Темы подходят для любого сотрудника компании. |
Конечно, чаще всего, одна тема позволяет оценить сразу несколько качеств сотрудника. Рассмотрим эссе на тему «Почему я хочу стать хорошим продавцом».
Что мы можем оценить с помощью эссе на такую тему? Прежде всего:
- мотивацию;
- планы на будущее;
- вдумчивость, зрелость;
- серьезное отношение к профессии;
- отношение к компании;
- самооценку;
- умение анализировать свои сильные и слабые стороны;
- стремление к развитию и совершенствованию; понимание, что именно нужно делать для этого;
- больные темы (например, сотрудник несколько раз поднимает тему ответственности, даже если она не сильно связана с темой эссе).
Мы наблюдали большое разнообразие ответов на данный вопрос. По содержанию основная мысль может сводиться к следующим вариантам:
Хорошие и относительно приемлемые варианты:
- «Что значит быть хорошим продавцом? Я думаю, это значит, показывать хорошие результаты продаж, иметь постоянных клиентов, знать их особенности, потребности, чувствовать их. Я хочу быть именно таким для моих клиентов». В эссе проведен анализ ситуации и сделан вывод. Идеальный вариант.
- Вариант 1 плюс анализ того, чего сотруднику не хватает сейчас, и что он планирует предпринять для изменения ситуации. Просто замечательный вариант.
- «Хороший продавец много зарабатывает». Для продавца в целом неплохой вариант ответа, его мотивация выражена.
- «Чтобы потом сделать карьеру». Тоже приемлемо. Мотивация другая, но понятная.
- «Мне нравится эта работа. Она позволяет мне использовать мои сильные стороны: общительность, доброжелательность». Хороший вариант, если сотрудник при этом показывает хорошие результаты.
Необходимо насторожиться:
- «Я и так хороший продавец». Сотрудник даже не подозревает о том, что нет предела совершенству, успокоился и почивает на лаврах. Даже если показатели продаж действительно высокие, можно ожидать снижения эффективности.
- «Чтобы приносить пользу моей любимой компании». Вероятность искренности такого ответа очень мала. Т.е. сотрудники, которые настолько преданны компании, что стремятся к саморазвитию только для того, чтобы принести ей пользу, конечно бывают. Но таких, все же, немного. Остальные – просто пытаются подлизаться, дают так называемый «социально желательный ответ».
- «Не понимаю, что значит: быть хорошим продавцом». И далее рассуждения на эту тему, с выводом о том, что «все относительно и точного ответа все равно нет». Склонность к рефлексии сама по себе неплохое качество, но для продавца может быть помехой, особенно если не имеет конструктивного выхода.
- «В нашей компании невозможно стать хорошим продавцом. Вот если бы мы продавали продукты питания (телефоны, нефть и т.д.), тогда другое дело». Выраженная нелояльность к сфере деятельности компании или попытки оправдать свои неудачи.
- Вообще не том. Ответ на поставленный вопрос не просматривается. Например, «Наша компания – лидер рынка. Мы оказываем уникальные услуги. Компания стала лидером благодаря своей грамотной политике в отношении персонала». И прочая демагогия с целью уйти от ответа, но при этом написать то, к чему не может быть претензий. Вообще, ответ «не про то» может быть в двух случаях – либо сотрудник не понял вопроса, либо специально ушел от ответа. И то и другое — плохо.
- «К хорошим продавцам отношение особое. А у нас такой хаос с закупками, что без хорошего отношения просто нечего будет продавать» Или: «Хороший продавец может выбить машину на нужное время. Нужно что-то делать с транспортом, а то все клиенты разбегутся» и т.д. Сотрудник, пользуясь случаем, начинает говорить о наболевшем, в точном соответствии с пословицей «у кого чего болит, тот о том и говорит». К проблеме присмотреться стоит, но все же, такое эссе – это также попытка уйти от вопроса, хоть и более оригинальным способом.
- «Я не хочу быть хорошим продавцом. Я вообще не хочу быть продавцом, я хочу быть боссом (маркетологом, дизайнером, писателем и т.д.), но вынужден работать продавцом, потому что больше платят (есть вакансии, проще найти работу, близко к дому и т.д.)». Это довольно редкий вариант ответа. Если сотрудник пишет нечто подобное, это случается часто совершенно неожиданно для работодателя. И если бы не эссе, босс все еще пребывал бы в уверенности, что на этого сотрудника можно рассчитывать.
Мы рассмотрели только оценку эссе по содержанию. Но не менее важна и форма изложения. Имеет смысл обращать внимание на следующее:
- Структрированность мышления, наличие в тексте логики.
- Умение внятно (понятно, четко) излагать свои мысли.
- Способность кратко выражать свои мысли, не растекаться.
- Грамотность.
- Эмоциональность, неформальный подход.
- Следование корпоративным стандартам оформления документов.
- Соответствие духу компании, корпоративной культуре. Например, если в компании ценится амбициозность и агрессивность, то и эссе должно быть напористым и жестким, без самокопания, оправданий и неуверенности.
- Стиль изложения. Важно, чтобы стиль текста соответствовал не только корпоративным нормам, но и должности сотрудника. Продавцы должны писать живым и ярким языком, руководители более формальным и логичным, компьютерщики – используя схемы и т.д. А если, например, секретарь пишет эссе в стиле Эрланда Лу, это должно как минимум насторожить.
Этапы использования эссе для оценки
Использование эссе в качестве метода оценки предполагает серьезную подготовительную работу. Нельзя просто взять и предложить сотруднику ответить на первый попавшийся вопрос. Только зря потратите свое и его время. Чтобы действительно оценить с помощью эссе определенные качества или установки, необходимо выполнить следующие действия:
- Определить в рамках какого формата предполагается использовать данный метод оценки.
- Четко сформулировать цели оценки.
- На основе цели сформулировать тему эссе.
- Выработать критерии оценки эссе.
- Выбрать шкалу оценки (лучше нечетную: 3-х,5-ти,7-мизвенную)
- Принять решение о том, какие ответы каким образом будут оцениваться.
- Принять решение об уровне, при котором будет проходить отсев (при приеме на работу, кандидатов в резерв).
Пример.
п.1. Формат: отбор кандидатов в резерв на замещение руководящих должностей
п 2. Цели:
- оценить понимание кандидатом сути управленческой деятельности
- выявить отношение кандидата к компании, его лояльность
п 3. Тема: «На какой должности я смогу принести наибольшую пользу компании через 5 лет. Когда я займу эту должность и стану руководителем, на чем я сконцентрирую свои усилия?»
пп. 4-6. Критерии, шкала, оценки:
Критерий оценки |
Отлично |
Удовлетворительно |
Плохо |
1. Мотивация на работу руководителем |
Через пять лет видит себя на том уровне, который от него ожидают |
Через 5 лет видит себя на уровне чуть выше или чуть ниже ожидаемого |
Через 5 лет не видит себя руководителем, или видит себя руководителем значительно более высокого ранга Либо вообще не отвечает по существу вопроса. |
2. Инициативность (ответ на не заданный, но подразумеваемый вопрос) |
Поясняет, как именно и почему он планирует принести пользу, какие качества ему позволят это сделать. |
Поясняет, почему он считает, что сможет принести пользу на данной позиции |
Не дает никаких пояснений |
3. Структурированность мышления |
Позиция изложена последовательно, текст разбит на логически завершенные абзацы. Даются конкретные ответы на вопросы, каждая мысль аргументируется, приводятся примеры. |
Определенная логика в изложении есть, но встречаются повторы. Некоторые мысли не достаточно аргументированы. |
Текст представляет собой набор не связанных между собой предложений |
4. Лояльность компании |
1)Поясняет, почему работа в компании на предполагаемой должности для него интересна. Наблюдается искренний интерес к делам компании. Критикует компанию и предлагает реальные способы исправить ситуацию, а также показывает свое место в этих действиях. 2) Текст выдержан в корпоративном стиле, сдан вовремя. |
1)Спокойно и по делу отвечает на вопрос о пятилетней профессиональной перспективе. Не критикует компанию. 2) Текст выдержан с незначительными нарушениями корпоративного стиля, сдан вовремя или с незначительным опозданием. |
1)Уходит от вопроса о том, каким видит себя через 5 лет, говоря, например о том, что пять лет – это слишком большой срок для планирования. Либо открыто говорит о том, что не собирается так долго работать в компании. Использует неконструктивную критику компании. 2) Оформление текста не соответствует корпоративному стилю. Текст представлен с существенным опозданием. |
5. Понимание сути управленческой деятельности |
Проводит анализ системы управления в компании и предлагает действительно наиболее важные шаги. Например, «у нас наблюдается дублирование функций коммерческой и финансовой службы, когда я стану исполнительным директором, я поставлю руководителям этих служб задачу (если она к тому времени не будет решена) оптимизировать бизнес-процесс оформления документов для клиентов. Далее оптимизирую систему планирования, введу управление по целям, т.к. сейчас отсутствие четких целей мешает нам быть более эффективными.» |
Предлагает действия, которые относятся к компетенции руководителя данного уровня (однако без анализа ситуации). Например, «когда я стану директором по региональному развитию, я составлю план открытия представительств, подберу подходящих людей на новые филиалы, выработаю критерии оценки для разных групп филиалов.» |
Не может внятно ответить на вопрос о том, на чем будет концентрировать усилия, когда станет руководителем. Либо предлагает что-то, что не относится напрямую к функциям управления (например, «займусь сменой оборудования») |
6. Грамотность |
В тексте не более 1-2 незначительной ошибки. |
В тексте 1-2 несущественных ошибки в пересчете на 1 страницу текста. |
В тексте 3 и более ошибок на каждую страницу текста |
п 7. Решение об отсеве кандидатов:
Кандидаты, получившие более 3 оценок «плохо» выбывают из резерва.
Кандидаты, получившие 1-3 плохих оценок остаются в резерве условно. Решение по их кандидатурам принимается на основании других методов оценки применяемых в процедуре отбора.
Опубликовано в журнале «Офис-файл»