Построение карьеры — путь к социальному успеху

Интересно, что краеугольным камнем построения карьеры и основным правилом достижения успеха является баланс сфер жизнедеятельности человека: работа, семья, духовная (внутренняя) жизнь. Далеко не все удовлетворены тем, как складывается у них жизнь в совокупности всех ее составляющих. Как правило, наиболее остро вопрос баланса встает при рассмотрении диады «семья/ работа» и чаще всего применительно к женщине.
В последнее время стало модным постоянно напоминать женщине о ее естественном предназначении — быть хранительницей очага, организатором домашнего хозяйства, воспитателем детей. Но при этом почему-то забывают, что человек (а женщина человек), существо социальное, которому необходимо реализовать себя в общественной жизни. А нереализованные, загнанные в угол потребности, рано или поздно повернуться как это ни странно оборотной стороной медали.
Итак, нарушение баланса в диаде «семья/ работа»:
— пожизненная домохозяйка;
— хроническая карьеристка.
Что происходит, когда женщина посвящает всю свою жизнь семье?
Рано или поздно домочадцы слышат в свой адрес: «Я на вас (тебя) всю жизнь положила, неблагодарные (-ый)!». И действительно, всю свою жизнь женщина создает условия для развития/ работы своих домашних. Почему возникает «неблагодарность»? А она действительно возникает. Почему-то ребенок по-разному относится к работающей маме и неработающей маме. Социальный статус и его уровень придают кому-то весомость, а кому-то вес в глазах семьи, детей («Моя мама такая, такая, такая, а еще она меня очень любит»). Когда классическая фраза («Я на тебя всю жизнь положила!») идет в адрес уже взрослого или повзрослевшего человека (для мамы по-прежнему ребенка), занимающего уже определенный статус, в ответ мама может получить не менее классическое «И чего ты этим добилась?»
— «Того, что ты стал…»
— «Этого добился Я, не без твоей помощи. Но если бы я этого не хотел, твои старания были бы напрасны. Чего добилась ты? Кто ты?»
Это «кто ты?» будет тем обиднее, чем больший профессиональный и личностный потенциал похоронила мама ради богов семейного очага.
Беззаветное стремление к вершинам карьеры играет с женщиной не менее злую шутку. То, что семейной жизни либо нет, либо в семье все «запущено»- только видимая часть айсберга. Карьерная лестница предполагает, что постепенно человек начинает выполнять какие-то управленческие функции, и чем выше человек поднимается, тем на большее количество сотрудников они распространяются. На каком-то этапе вышестоящее начальство задает себе вопрос: «А имеет ли она право быть наставником, управлять людьми, если она не может управлять сама собой, своей жизнью, разобраться со своей семьей?». Когда баланс между этими сферами оказывается, нарушен очень серьезно, «зоны неудачи» могут поглощать нашу энергию в таких количествах, что «зоны успеха» садятся на голодный паек. Снижение общего энергетического фона в конечном итоге сказывается на качестве работы, что тут же будет отмечено вышестоящим начальством.
Каждая женщина решает для себя, какие области жизни для нее важнее. Конечно, у каждой существует своя шкала оценок, более того, на разных жизненных этапах она может меняться. Но, во всяком случае, нельзя упускать из виду: успех приходит только к хорошо сбалансированной личности, следующей за гармоничным развитием всех основных сфер своей жизни.
Не менее важным залогом успешного построения карьеры является профессиональное самоопределение. Чего в жизни хочет добиться женщина? В качестве кого? Какие качества у нее есть для этого? Какие качества будут ей необходимы для выбранной профессии? На какие уже имеющиеся качества она может опереться, чтобы наработать необходимые и как это сделать? И т. д. Вопросов много и это еще не все. Ответить на них нужно четко и честно. Чем более расплывчатые и не слишком честные будут эти ответы, тем меньше вероятность качественно сориентироваться в профессиональном самоопределении.
Пример: Люба, 30 лет, 2 детей, безработная (специальность не востребована на ранке труда) — участница Клуба ищущих работу «Инициатива». Уже прошла половина групповых занятий в клубе, и начались индивидуальные консультации. Первая часть занятий была посвящена работе по снятию стрессового состояния, работе с уровнем притязаний и самооценкой, жизненному и профессиональному самоопределению. На первой консультации Люба сказала, что она откроет собственное дело, будет шить блузки для женщин. Рассказывала она об этом заинтересованно, но без блеска в глазах. Только в конце второй индивидуальной консультации, она призналась, что хочет шить игрушки для детей. Следующий шаг в профессиональном самоопределении после самопризнания, собрать информацию у окружающих, хорошо знающих Вас: подходит ли Вам это направление, есть ли у Вас необходимые для него профессиональные и личностные качества. Первый с кем посоветовалась Люба, был муж. Он ответил коротко и ясно: «Это единственное, что ты умеешь делать хорошо». Потом закончились занятия в клубе. Люба твердо решила открыть свое дело, стать предпринимателем.
А теперь представьте, что она так не призналась бы, что хочет шить игрушки для детей. Как Вы думаете, чем бы это рано или поздно кончилось? Вся описанная история заняла в общей сложности полгода в жизни Любы: 1,5 месяца — клуб, 3 месяца- учеба, 1,5-2 месяца- регистрация собственного дела. Для того, чтобы это выдержать нужно верить в то, что ты делаешь и в собственные силы. А такое сочетание возможно только при условии, что ты занимаешься «своим» делом. Этот пример подтверждает еще одно из правил достижения успеха и принципов построения карьеры — «быть честным с самим собой».
Конечно, построение карьеры зависит не только от самой женщины, ее возможностей и ограничений, но и от окружающей действительности, а именно от рынка труда, какие возможности, шансы и ограничения накладывает он на карьеру женщины в каждый конкретный момент времени. Давайте посмотрим, что рынок труда представляет собой сейчас, какой выбор есть у женщины.
Объективным фактором, ограничивающим карьеру женщины, выступают сильные различия в требованиях к нанимаемым сотрудникам организаций различных сфер делового мира. При консультировании женщин по построению личного плана карьеры мы выделяем четыре основных сегмента на рынке труда, которые отличаются предъявляемыми требованиями к женщинам при приеме на работу: иностранные компании, совместные предприятия и крупные российские компании; средний и малый бизнес; государственные учреждения и крупные производственные предприятия; самозанятость — открытие собственного дела или работа в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно и требования, предъявляемые к женщине при приеме на работу и возможности для продвижения «наверх» в этих сферах тоже разные.
Если говорить о западных компаниях и крупном российском бизнесе, то здесь карьеру делают, прежде всего, молодые женщины 25-35 лет. Необходимыми для этого личностными качества являются: амбициозность, уверенность в себе, энергичность, огромная трудоспособность, самостоятельность, компетентность. При наличии этих качеств и удачном стечении обстоятельств, возможно добиться должности менеджера среднего звена компании. Цена подобного продвижения: постоянная работа в жестком режиме и негласное требование подождать с семьей и рождением детей. Чем это в конечном итоге оборачивается для женщины, мы уже говорили.
В средних и мелких отечественных компаниях необходимым условием карьерного роста в большей степени является лояльность, приверженность организации, личная преданность руководству, исполнительность, неконфликтность, командность. В такой фирме женщина может добиться руководящей позиции чаще всего в случае расширения организации, т.к. в подобных структурах предпочитают не брать на руководящие позиции профессионалов со стороны.
Для женщин, имеющих предпринимательскую «жилку» наиболее эффективный путь сегодня — самозанятость, т.е. открытие собственного дела или занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью — ограничения здесь минимальные, но требуется значительная поддержка — не только финансовая, но и психологическая, экономическая и информационная. Часто женщинам требуется не только работа с установками и помощь в выборе бизнес- идеи, наиболее соответствующей ресурсам женщины (материальным, психологическим, временным и др.) и рыночной ситуации, о чем мы уже говорили выше, но и чисто практические знания, и навыки по разработке бизнес-плана, построения системы управления, маркетинга; выбора стратегии развития бизнеса.
На крупных производственных (бывших государственных) предприятиях, в государственных учреждениях предпочитают брать на работу женщин в возрасте 30-45 лет, с уже взрослыми детьми. Основное требование — высшее или средне специальное образование, дополнительное — знание ПК (не везде). От них требуются такие качества, как дисциплинированность, исполнительность, способность четко выполнять задания, неконфликтность, умение работать в коллективе, невысокий уровень притязаний. Эта сфера привлекает женщин своей стабильностью и социальными гарантиями. Для женщин немаловажно, что работая в данном секторе она юридически защищена: ее не могут уволить из-за того, что она беременна или имеет ребенка в возрасте до 3-х лет (что часто случается на предприятиях малого и среднего бизнеса). И даже при увольнении она имеет больше прав, может встать на учет на бирже труда и получать приемлемое пособие по безработице. Поэтому в госсектор женщины идут, как правило, по нескольким основным причинам. Первое — стабильность как положения (юридическая защищенность), так и заработка. Второе — невысокие требования при приеме на работу, относительно коммерческих организаций (иногда женщины просто боятся идти в бизнес, так как плохо себе представляют работу там). Третье — организационная структура устоявшаяся, женщина четко знает свое место, горизонтальные и вертикальные связи отлажены, не возникает психологической напряженности из-за необходимости доказывать свою нужность (значимость) для организации. Четвертое — в органах государственной службы хорошо поставлена система повышения квалификации, есть возможность бесплатно получать дополнительное образование. И пятое — достаточно редко, но бывает, что женщины идут в государственный сектор для того, чтобы приносить пользу обществу, имея высокую социальную направленность (среди всех пришедших в госслужбу по данной мотивации женщин значительно больше, чем мужчин).
Считается, что там, где в руководстве страной во всех ветвях власти присутствует достаточное количество женщин — там проводится обнадеживающая как в экономическом, так и в социальном плане политика. Таким достаточным количеством, определенной «квотой» считается — 40% женщин-руководителей в органах госслужбы. В США этот рубеж перейден в 1989 году, у нас — пока только наметилась тенденция, число женщин-руководителей в государственной секторе хоть очень медленно, но растет. Что касается других секторов, то роль женщин там возрастает значительно быстрее. Например, среди вновь отрываемых малых предприятий в последнее время стали преобладать организации, созданные женщинами.

Авторы: Скриптунова Е.А., Тарелкина Т.В., компания «АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги»