Миссия — «визитная карточка компании»

«В метрических свидетельствах пишут, где человек родился,
когда он родился, и только не пишут, для чего он родился».

Моисей САФИР, немецкий писатель

Для чего работаем?
На вопрос «Зачем, с какой целью было создано то или иное предприятие?», любой руководитель, наверняка, сразу же ответит: «Для получения прибыли…», и не каждый скажет: «Мы созданы для того, чтобы развить рынок туристических услуг в России…». Все это понятно и оправдано.
В самом определении предпринимательской деятельности заложено, что основная, внутренняя цель существования любой коммерческой организации: получение прибыли на свой страх и риск, а, следовательно, улучшение благосостояния собственников и работников компании. Это, несомненно, одна из ведущих целей любой организации. Но как можно добиться получения прибыли, а тем более ее максимизации, без эффективного взаимодействия, с клиентами, с участниками рынка: туроператорами, отелями, перевозчиками, страховщиками, гидами. Все они являются внешней средой организации, учет их ожиданий, интересов, целей, позволяет компании завоевывать свое место на рынке.
Итак, целей много и они различны. Но в них должно быть что-то общее, объединяющее их в одно единое целое. Такой объединяющей силой является миссия организации. Ее философия, смысл существования на рынке. Миссия — это то, чего ждет от компании общество, это способ коммуникаций компании с внешним миром.
Миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от аналогичных компаний на рынке. В условиях жесткой конкуренции, она приобретает особое значение.
Формально миссия представляет собой официальный документ организации, представляющий ее во внешней среде. Есть несколько вариантов описания миссии.
По одному из них, выделяют три основные аспекта, которые должны быть освещены в формулировании миссии: это потребности, продукты и направление роста. Вот как можно изложить эти аспекты на примере миссии Ассоциации содействия туристским технологиям.
Миссия ассоциации — Подготовить участников туристического рынка к внедрению и эффективному использованию современных средств ведения бизнеса. Представление новостей высоких технологий в турбизнесе, публикации, информация об участии в туристких выставках. Таким образом, можно выделить потребности — потребности в современных средствах ведения бизнеса, информации. Продукты — высокие технологии, информация. Направление роста — развитие туристического рынка через внедрение и использование современных компьютерных средств ведения бизнеса.
В соответствии с другим вариантом, в формулировке миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
— целевая аудитория компании (для кого работает компания)
— удовлетворение потребностей целевой аудитории (зачем работает компания)
— сфера деятельности (что делает компания)
— know-how, технологии (как, каким образом…)
— корпоративные ценности (на основе чего …).
Также в описании миссии могут выделяться: стратегический ориентир, заинтересованные группы, основа конкурентоспособности и пр.
Следовательно, не существует каких то установленных границ, выбор элементов стратегии может зависеть от множества факторов. Каждая компания формулирует миссию для себя и под себя, учитывая все свои особенности, ценности, специфику, выделяя наиболее важные для себя моменты.
Миссия является составной частью стратегического планирования организации. Ее разработка — дело непростое. Не случайно отсутствие миссии до сих пор характерно для подавляющего большинства участников рынка. Как правило, причиной отсутствия миссии является неосознанность, непонимание ее надобности. «Зачем она нужна, зачем ее формулировать, все и так все знают…всё и так понятно….». Это «понятно и ясно» опять же и сводится к получению прибыли. Бывает так, что руководитель хорошо видит и понимает предназначение компании, с сотрудниками у него полное понимание, и он уверен, что они озвучат миссию компании также как он. Но опрос показывает, что каждый сотрудник по своему понимает предназначение компании, при этом версий похожих на то, что хотелось бы слышать руководителю, как правило, нет. А бывает и так, что миссия в компании существует, но она не доведена до сотрудников и/или не разделяется ими.

О пользе миссии
Определение, формулирование миссии приносит реальную пользу компании, естественно, если она сформулирована грамотно и в ней отражены все наиболее важные для организации моменты. В чём же может помочь миссия?
— Определить цели организации, как долгосрочные, так и краткосрочные. Это помогает избежать лишних действий, растраты сил впустую;
— Сформировать коллектив единомышленников, работающих на общие цели;
— Миссия — мотиватор сотрудников. Как известно, деятельность становится наиболее эффективной, если она мотивирована;
— Создать имидж организации в глазах участников рынка;
— Сформировать конкурентное преимущество:
а) наличие миссии компании говорит об ее уровне, стратегических намерениях, из чего следует, что эта компания работает на перспективу и хочет процветать, то есть надежна;
б) в миссии виден клиент (целевой сегмент), его потребности, технологии его обслуживания; все это формулируется таким образом, чтобы отличаться от других компаний в этом сегменте.
Поскольку сейчас наличие миссии компании явление редкое в наше стране, то это тем более становится конкурентным преимуществом тех у кого она есть или разрабатывается.
Кроме того, уже сам процесс разработки миссии помогает задуматься об истинных ценностях организации, сплачивает коллектив. Сотрудники начинают осознавать себя частью организации и отождествлять себя с ней, а это укрепляет корпоративный дух компании. Многие руководители отмечают, что миссия является для них одним из важнейших критериев при принятии решений. Если решение, принимаемое руководителем в конкретный момент, работает на миссию, значит это верное решение.

Что с нами будет через 10 лет?
И так, кто же занимается разработкой миссии компании? В больших фирмах — это задача отдела стратегического планирования, в средних и небольших агентствах она осуществляется совместными усилиями всего коллектива.
Чаще всего миссия компании «спускается сверху». Это может быть вынесенный на обсуждение коллектива компании вариант руководителя. В этом случае сотрудники имеют возможность внести свои предложения, выразить несогласие с отдельными пунктами. Несомненно, один из самых эффективных вариантов, — когда руководители и сотрудники создают миссию в результате совместной групповой работы. В небольших компаниях это легко достижимо. В больших организациях процесс согласования миссии с сотрудниками значительно затруднен. А это важно, поскольку основная цель миссии — объединение персонала. Как произойдет это объединение, если цель непонятна или просто неизвестна, а ценности компании не разделяются сотрудниками. В этом случае «включение» сотрудников в процесс формулирования миссии компании является «осознанной необходимостью». Средний менеджмент, по возможности, лучше включить в совместную групповую работу (семинар) по созданию миссии с топ-менеджерами. Далее руководителям отделов следует провести подобную работу со своими подчиненными.
Другой вариант — анкетирование персонала компании. Оно поможет решить сразу несколько задач: выявит степень лояльности персонала, аккумулирует новые идеи, создаст эффект причастности.
И так, как же разработать миссию организации? Опишем общую последовательность этапов, которая подходит под все вышеперечисленные варианты: индивидуальной, групповой и комбинированной работы.
1 Этап — Vision
Сначала необходимо погрузится в видение будущего организации. Видение — это образ организации через какой-то период времени, как правило, десять лет. Получить этот образ можно по-разному: просто ответить на вопрос: «Какой мы видим свою компанию через 10 лет?»; представить картину будущего компании и описать ее и т.д. Главное создать целостный, общий образ. Видение — это возможность помечтать о будущем компании, забыв про всевозможные ограничения.
2 Этап — Анализ внешней и внутренней среды компании
На следующем этапе необходимо «спуститься на землю» и проанализировать внешнюю среду (возможности и угрозы) и внутреннюю среду организации (сильные и слабые стороны). Это делается для того, чтобы понять актуальное состояние компании, ее ресурсы и точки роста, обрисовать круг первоочередных и перспективных задач, решая которые компания приблизится к желаемому образу.
3 Этап — Собственно разработка, написание миссии
Разработка миссии представляет собой ответы на вопросы, описанные выше (см. составляющие миссии). Как правило, самыми сложными оказываются вопросы зачем, для чего работает компания, так как в ответе на них заложен смысл ее существования. Иногда бывает трудно подобрать ответ на вопрос о know-how, технологиях (как, каким образом…), так как именно эта формулировка в большей степени может подчеркнуть конкурентные преимущества компании по сравнению с другими игроками рынка в той же нише.
Существуют определенные требования к формулированию миссии. Она должна быть:
— короткой
— доступной по восприятию
— позитивно сформулированной
— написанной в настоящем времени (в форме «что делаем?»).
Не всегда с первого раза удается сформулировать миссию гладко, красиво и в соответствии с требованиями. Скорее всего потребуется «поиграть с формулировками, «причесать» текст.
Мы обратились к нескольким туроператорам с предложением сформулировать миссию своих компаний. Вот как представила собственную миссию фирма «ИнтАэр».
Миссия
1. Развитие сферы качественных чартерных перевозок, путем осуществления долговременных стабильных чартерных программ.
2. Развитие российского туроператорского бизнеса на базе собственной авиаперевозки путем создания качественного массового турпродукта.
Стратегические цели
1. Занять лидирующие позиции на рынке чартерных авиаперевозок по направлениям Египет, ОАЭ,Таиланд, Болгария, Греция.
2. Занять лидирующие позиции на рынке туроперирования по направлениям Египет, ОАЭ, Таиланд, Болгария, Греция.
3. Удержание лидерства в области современных технологий организации и консолидации стабильных чартерных программ.
4. Развитие и усовершенствование современных технологий, обеспечивающих высокоэффективную работу многопрофильного туроператора.

А есть ли миссия у вашей компании?

Авторы: Тарелкина Т., Ботова Е.
Опубликовано в журнале «Турбизнес», №12, 2002.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.