Эффективное построение процесса обучения зависит от соблюдения определенной последовательности: установка — знания — навыки. Вначале необходимо сформировать установку, заинтересовать участников предстоящими занятиями. Формирование установки происходит с самого начала на весь семинар и на каждую его часть, что позволяет поддерживать ее на оптимальном уровне, на протяжении всего семинара. Формировать необходимые навыки невозможно без соответствующих знаний. Поэтому следующий шаг — это сбор информации, знаний. В такой форме обучения, как тренинги, знание не спускается сверху, как единственно верное, а рождается при взаимодействии участников семинара с тренером и друг с другом, учитывая их жизненный и профессиональный опыт. Чем продуктивнее были пройдены первые шаги, тем эффективнее идет процесс формирования навыков.
Тренинг-семинары позволяют получить большой объем сконцентрированного знания за короткое время. Это знание легче и глубже усваивается, чем при традиционной форме обучения, так как это обучение основано на личном опыте участников, получаемом в ходе семинара. Обучение через опыт выстраивается по схеме: опыт — анализ — выводы — применение. На выходе участник получает знания и навыки, которые может применять непосредственно на практике, так как обучение происходило на моделировании реальных рабочих ситуаций конкретной организации.
Наиболее наглядно эффективность такого вида обучения видна на графике соотношения содержания (знаний) и динамики группы при различных формах обучения.
Динамика зависит от степени включенности участников в работу группы. В традиционной форме обучения взаимоотношения преподавателя и учеников выстраиваются по принципу субъект — объектных, т.е. слушателям отводится пассивная роль, уровень динамики низкий. Оптимальный уровень внимания в течение занятий поддерживать сложно. Тренинговая форма обучения предполагает высокий уровень динамики, который позволяет поддерживать группу в рабочем состоянии в течение всего тренинг — семинара. |
Из графика видно, что высокий уровень динамики является отличительной чертой психологических групп. Но эта форма деятельности имеет иную направленность, ее суть — эмоциональные, личностные изменения в человеке через процессы, происходящие в группе.
Динамика работы группы, оптимальный уровень концентрации внимания, включенность участников в процесс обучения зависят от соблюдения технологии проведения тренинга и от учета потребностей участников семинара. Это обеспечивается за счет разнообразных методов проведения тренинг-семинаров.
Существуют три основных вид организации работы на тренинге: работа с группой, групповая работа и индивидуальная работа.
Работа с группой: тренер работает со всей группой в целом, вся информация и все контакты сконцентрированы на нем. Уровень активности группы средний, инициатива находится в руках тренера.
Групповая работа: обсуждение вопросов и обмен мнениями происходит вначале в малых группах, затем во время представления и обсуждения результатов работы групп. Задача тренера — организовать процесс обсуждения, дополнять и обобщать работу малых групп (если это необходимо), подвести итог в целом. Активность малых групп усиливает общую динамику группы.
Индивидуальная работа: участники семинара в индивидуальном порядке выполняют, полученное задание. Оно может быть направленно на продуцирование идей, прописывание личных целей, самоанализ и т.д. Внимание участника переключается на себя, свои мысли и чувства. Общая активность группы низкая. Баланс различных форм методов обеспечивает оптимальный уровень активности группы в течение всего семинара.
Также к отличительным чертам тренингов-семинаров как активной формы обучения относятся учет потребностей взрослого как ученика, тенденций в развитии организаций, тенденций в развитии образования (методики преподавания), личностных особенностей обучающихся.
Учитывая специфику обучения взрослых стоит помнить, что взрослые в отличие от детей:
— способны сами определять направление своего развития;
— не будут учиться, если не понимают, зачем им это нужно;
— имея практический опыт, взрослые ничего не принимают на веру;
— взрослые заинтересованы в немедленном применении изучаемого материала на своей практике;
— взрослые лучше воспринимают любую информацию или рекомендации, когда они даются в режиме «совета», а не «истины в последней инстанции» и т.д.