Все виды консалтинговых услуг сводятся в конечном итоге к трем основным видам:
- Анализ — диагностика или изучение чего-либо (организации, подсистемы, сотрудника, конкурентов и т.д.), оценка, систематизация данных, предоставление рекомендаций.
Пример. Необходимо проанализировать внутреннюю среду организации (систему управления, организационную структуру, систему информирования и корпоративных коммуникаций, корпоративную культуру), оценить необходимость организационных изменений, разработать рекомендации по по их внедрению.
- Проектирование – разработка новых или совершенствование существующих систем, документов, процедур. Проектирование обычно основано на предварительном анализе.
Пример. Необходимо разработать систему льгот и компенсаций в связи с изменениями целей и стратегии. Систему необходимо закрепить документально, апробировать и провести обучение ответственных за ее функционирование сотрудников.
- Сопровождение внедрения изменений. Как правило, данный вид работ осуществляется в комплексе с двумя предыдущими.
Пример. Необходимо оценить удовлетворенность клиентов, выработать план мероприятий по ее увеличению, организовать мониторинг его реализации, внести необходимые коррективы по итогам реализации в систему обслуживания клиентов.
Консультантов имеет смысл приглашать в одной из следующих ситуаций:
- Перед вами стоят разовые задачи достаточно глобального характера, а должности, в компетенцию которой они входили бы сейчас не предусмотрено, и не имеет смысл вводить ее в будущем.
Например:
- Необходимо оценить вовлеченность персонала, для чего провести специальное исследование. При этом работой с персоналом занимается один менеджер по персоналу, и размеры организации не позволяют иметь большее количество сотрудников по данному направлению.
- Необходимо впервые описать существующие бизнес-процессы, оптимизировать их и разработать на их основе должностные инструкции и регламенты. Работа разовая и в дальнейшем не потребует больших трудозатрат.
- Необходимо разработать миссию компании и корпоративные ценности.
2) Вам необходимо в сжатые сроки провести большой объем работ.
Например,
- Необходимо быстро, до начала сезона обучить сотрудников отдела продаж, а также разработать систему контроля, оценки и стимулирования сотрудников.
- Необходимо быстро, к важному акционерному собранию подготовить план маркетинга на будущий год с подробным обоснованием на основе исследований, которые тоже нужно успеть провести.
3) Ваши специалисты не обладают пока необходимой квалификацией для выполнения поставленной задачи.
Например,
- Вам необходимо провести маркетинговое исследование потребительских предпочтений качественными и количественными методами. Для выполнения такой задачи у специалистов вашего отдела маркетинга нет ни необходимого опыта, ни достаточного количества времени и других ресурсов.
- Вы хотите обучить сотрудников (провести тренинг) необходимым знаниям и навыкам или поменять установку (например, ориентация на активные продажи), но ваш менеджер по персоналу не владеет технологией разработки и проведения тренингов.